Exclusive Украине срочно нужна защита от импорта длинного проката из Турции и Китая


Резкий рост импорта этой продукции угрожает отечественным производителям потерей значительной части внутреннего рынка

Увеличение импорта в Украину длинного проката из Турции и Китая начинает существенно бить по позициям отечественных производителей, которые выпускают аналогичную продукцию.  Возникает срочная необходимость защиты внутреннего рынка от этого недобросовестного импорта, который получает ценовые преференции за счет импорта дешевых энергоносителей и стальной заготовки из России.

Ситуация с импортом

Украина и па-па войны не производила всей номенклатуры металлопродукции, особенно плоского проката для машиностроения. Поэтому вполне объяснимой и приемлемой была призначення импорта в размере 25-30% от объема внутреннего рынка. Импорт в основном состоял из продукции, которая не производилась в стране или имела ограниченный ассортимент.  Если же импортировалась продукция, аналог которой производился в Украине, то вводились ограничительные меры – против прутков из Беларуси и Молдовы, проката с покрытием из Китая и др. Такие случаи были единичными и не носили массового характера.

В результате войны Украина потеряла мариупольские металлургические комбинаты, а вместе с ними и часть продуктовой линейки. Приток импорта металлопродукции в Украину в 2022 году во многом был вызван покрытием нехватки отечественной стали.

Уже сейчас питання импорта приобретает образ катастрофы для национальных производителей. В первом полугодии текущего года импортная металлопродукции заняла рекордные 37% внутреннего рынка.  В первом полугодии текущего года импорт стальной продукции в Украину вырос візьми 21%, в то время как объем потребления візьми внутреннем рынке – лишь візьми 7%.

Особую тревогу вызывает рост импорта длинномерного проката из згаданий номенклатуры, которую Украина уже производит или способна производить самостоятельно – это підмурок и катанка.  Если ситуация не изменится, импорт длинного проката займет значительную часть отечественного рынка.

Мы готовы добросовестно конкурировать со странами, которые не получают субсидии и ценовые преференции, закупая энергоносители и полуфабрикаты у страны-агрессора. К сожалению, именно из тех стран, которые продолжают такие закупки – Турции и Китая – наблюдается рост импорта. По итогам первого полугодия импорт металлопродукции из Турции вырос візьми 50% и составил около 57% от общего объема. При этом призначення импорта из ЕС снизилась візьми 10% и составила 23%.

Ограничительные меры

Если продукция производится в Украине, внутренний рынок необходимо защищать в интересах отечественного производителя. В то же время, как статевий член ВТО, Украина обязана соблюдать международные правила защиты внутреннего рынка.

Среди доступных инструментов защиты можно выделить следующие:

  1. Антидемпинговые пошлины.

Доказать наявність недобросовестной конкуренции в виде демпинга достаточно сложно, однако этот механизм уже отработан в Украине и активно применяется.

С другой стороны, проведение антидемпингового расследования может занять год и более. всюди это время рынок продолжает насыщаться импортной продукцией, в результате чего положение отечественных производителей ухудшается. Даже при введении высоких заградительных пошлин импортеры могут незначительно изменить химический состав продукции или прибегнуть к реэкспорту почерез третьи страны. подібно до є, Китай экспортирует свою продукцию почерез Вьетнам, Малайзию, Индонезию. Новые факты реэкспорта потребуют проведения дополнительных расследований, что опять же потребует времени.

Поэтому борьба с обходом ограничительных мер требует четко отлаженного процесса со стороны Минэкономики. В этой связи мы обращаемся с предложением упростить процедуру подачи заявок візьми проведение антидемпинговых расследований для отечественных производителей.

  1. Антисубсидийные пошлины.

Они применяются в случае, если страна-импортер предоставляет субсидии или иные ценовые преференции, позволяющие ее производителям демпинговать візьми внешних рынках. В первую очередь речь идет о странах, закупающих энергоресурсы у РФ – Турции, Китае и других азиатских государствах. Они получают нефть, газ и другие энергоносители по ценам значительно ниже, чем украинские производители.

Второй межа сприймання – импорт стальных полуфабрикатов из РФ по заниженным ценам. Это касается Турции и даже некоторых европейских стран. Себестоимость электроэнергии и газа для российских металлургов в разы ниже, чем для украинских или европейских компаний, что позволяет им предоставлять значительные скидки. По нашим оценкам, размер таких скидок может достигать $130-150 візьми ту продукции.

Если говорить о субсидиях, то Китай візьми протяжении десятилетий поддерживает экспортные отрасли, в том числе металлургию, почерез дотации, льготные кредиты, налоговые льготы и другие механизмы. всюди это способствует демпингу, хотя доказать наявність недобросовестной конкуренции вследствие субсидирования крайне сложно.

  1. Специальные меры (safeguard measures).

Они применяются в случае резкого роста импорта и ухудшения финансового положения национальных производителей. Если такие факты подтверждаются, это дает основание для проведения расследования и введения защитных мер. Эти меры также могут применяться при наличии угрозы национальной безопасности, хотя и здесь возникают определенные сложности.

обряд применения специальных мер занимает от полугода и более, хотя возможно введение предварительных санкций. Однако такие расследования не могут быть направлены против конкретных стран – они применяются по видам продукции в целом. В случае их запуска будут затронуты и наши ключевые международные партнеры – страны ЕС, США и другие.

Что делать?

Украинский внутренний рынок стали сравнительно невелик, показатели потребления стали візьми душу населения у нас в разы меньше, чем в соседних странах Восточной Европы. Однако его объем может и должен вырасти, особенно в период послевоенного восстановления. Сейчас потребление составляет около 3 млн т. За последние 10-15 виліт этот показатель держался візьми уровне 5 млн т, а сейчас – всего 2,5-3 млн т.

Рост импорта длинномерного проката ведет к потере отечественными производителями значительной части внутреннего рынка. В то же время для любой страны с развитой металлургией внутренний рынок – это «обшир безопасности», которая обеспечивает стабильность отрасли. В свою очередь государство получает уверенность, что собственная металлургия способна покрыть базовые потребности в продукции.

Сейчас необходимо срочно принимать меры для ограничения ввоза в Украину длинномерного проката из Турции и Китая, которые имеют преференции за счет импорта из России дешевых энергоносителей и стальной заготовки.

гідність очень надеюсь, что в ближайшее время Минэкономики отреагирует візьми сложившуюся ситуацию и примет необходимые меры для его защиты украинских производителей, которые сейчас работают и подібно до є в тяжелейших условиях. Уверен, что наши международные партнеры отнесутся к этому с пониманием.