как рынок стали реагирует на предложение ЕК

shutterstock 281265773 1

Европейские металлурги в целом выражают поддержку, а торговые партнеры просят консультаций

Еврокомиссия (ЕК) 7 октября представила предложение по защите стальной отрасли ЕС – новые защитные меры, которые должны заменить действующие, срок которых истекает в июне 2026 года. Шаги, анонсированные заранее, были поддержаны европейскими металлургами, однако вызывают обеспокоенность у торговых партнеров блока.

Что предлагается

ЕК предложила:

  • ограничить объем беспошлинного импорта до 18,3 млн т в год, что является сокращением на 47% по сравнению с квотами на сталь 2024 года;
  • увеличить уровень пошлины на продукцию сверх квоты до 50% (по сравнению с 25% по действующей защитной мере);
  • усилить отслеживаемость рынков стали путем введения правила учета объемов стали по стране, где она была выплавлена.

Экспорт из Норвегии, Исландии и Лихтенштейна не будет подлежать тарифным квотам или пошлинам – согласно соглашению о Европейском экономическом пространстве. Отдельно также отмечена Украина, которая сталкивается с исключительной ситуацией в сфере безопасности, и чьи интересы должны быть учтены при принятии решения о распределении квот без ущерба для эффективности меры.

Комментируя предложение, еврокомиссар по вопросам промышленной стратегии Стефан Сежурне отметил, что этот первый шаг позволит ускорить усилия по четырем другим направлениям плана действий – реформам CBAM и госзакупок, определению понятия «низкоуглеродная сталь» и поддержке спроса. Кроме того, ЕС должен обеспечить достаточное предложение чистой энергии по предсказуемым ценам и новую инфраструктуру, а также ввести требования к использованию компонентов европейского производства там, где это уместно.

Еврокомиссар по вопросам торговли Марош Шефчович добавил, что эти меры соответствуют требованиям ВТО и разрешены действующими правилами. Он отметил, что в отличие от других, ЕС будет прозрачно взаимодействовать с партнерами согласно статье XXVIII ГАТТ.

Облегчение для отрасли

Представители европейской металлургии в целом приветствовали это решение.

В Европейской ассоциации сталелитейной промышленности (EUROFER) отметили, что положения, представленные ЕК, соответствуют потребностям отрасли.

Конечная цель сокращения недобросовестного импорта, переполняющего рынок ЕС, заключается в том, чтобы позволить европейским сталелитейным заводам вновь работать с коэффициентом использования мощностей на уровне 80-85% – сейчас он составляет 65%, объяснил гендиректор EUROFER Аксель Еггерт. В то же время треть спроса на сталь в Европе удовлетворяется импортом по цене ниже себестоимости и с высокой углеродной интенсивностью.

В ассоциации считают, что Европарламент и Евросовет должны в срочном порядке утвердить предложенные положения, чтобы обеспечить их вступление в силу в начале 2026 года.  

Предложение ЕК приветствовали крупные европейские производители стали ArcelorMittal, Outokumpu, Aperam, Thyssenkrupp. В частности, Адитья Миттал, гендиректор ArcelorMittal, прокомментировал, что компания ощущает облегчение, а стальная промышленность Европы и более широкий производственный сектор могут рассчитывать на более сильное будущее. Акции металлургических компаний ЕС 7 октября выросли на фоне объявления ЕК.

Аналитики JP Morgan в записке к инвесторам отметили, что они интерпретируют новые защитные предложения ЕС как положительные для всех производителей углеродистой стали в блоке. В банке ожидают положительных последствий для цен на сталь в ЕС до 2026 года.

Доля критики

В то же время Европейская аоссоциация производителей автомобилей (ACEA) раскритиковала новый план Еврокомиссии резко сократить импортные квоты на сталь, считая предложенные параметры чрезмерно жесткими. Там поясняют, что эти меры могут негативно сказаться на конкурентоспособности отрасли из-за роста издержек.

По оценкам ACEA, около 90% стали для непосредственных нужд европейские автопроизводители закупают внутри ЕС. Однако сектор все же зависит от импорта определенных марок и сортов металла, особенно специализированных автомобильных, которые быстро исчерпываются в рамках действующей системы квот. Новые ограничения только усугубят эту проблему.

Проблемным вопросом для автопроизводителей в ассоциации называют и требование к импортерам идентификации по принципу «выплавки и разливки» – для цепочек поставок сектора это будет слишком сложно.

Итальянская Federacciai выразила обеспокоенность заявлениями ЕК о сотрудничестве с глобальными партнерами, в частности на уровне ВТО. В ассоциации указывают, что это, среди прочего, будет означать необходимость обсуждения с Китаем мер, направленных на противодействие его же торговой практике. Поэтому этот вопрос необходимо рассматривать в Европарламенте.

Federacciai также подчеркивает, что предложение Европейской комиссии следует подкрепить другими инструментами, такими как стратегия «Покупай европейское» и пересмотр CBAM.

Президент Eurometal Александр Джулиус, комментируя вопрос, обратил внимание на необходимость включения не только первичной стальной продукции, но и более сложных («сталевых деривативов») в защитные меры – по примеру США.

Испанская Unesid призывает расширить сферу применения, чтобы защитить продукцию, производимую на следующих этапах переработки, а также всю цепочку создания стоимости в секторе.

Опасения партнеров

Заявление Европейской комиссии уже вызвало обеспокоенность у торговых партнеров блока.

Великобритания выступила с требованием срочного разъяснения по объявленным квотам. Одновременно премьер-министр страны Кир Стармер заявил, что правительство ведет переговоры с блоком по данному вопросу.

Британский сталелитейный сектор предупредил о потенциальном экзистенциальном кризисе вследствие такого шага Европы – на этот рынок приходится почти 80% всего экспорта стали страны. Еще до объявления предложения металлурги указывали, что сокращение квот блока угрожает им сильнее, чем американские тарифы. Отраслевые организации считают, что правительство должно действовать быстро и использовать торговые отношения с ЕС.

Южная Корея отмечает, что предложение ЕК окажет негативное влияние на ее экспорт стали, если оно будет реализовано по плану. ЕС является вторым по величине экспортным рынком южнокорейских металлургов. В министерстве промышленности подчеркнули, что страна намерена максимально защитить свои интересы посредством двусторонних консультаций.

Швейцарская промышленная асссоциация Swissmem выразила обеспокоенность сокращением квот. Там заявили, что ограничение свободной торговли нанесет ущерб производителям страны, которые уже сталкиваются с существенно более высокими, чем у других, тарифами США. По словам представителя Swissmem, если ЕС не предоставит Швейцарии квоты в объеме, сопоставимом с нынешним, ее сталелитейная промышленность столкнется с серьезной проблемой. Группа призвала к переговорам.

В то же время Swiss Steel сообщила, что все еще анализирует предложенные меры, однако считает важным освобождение Швейцарии от их действия.

Китайская торговая палата при ЕС (CCCEU) по поводу предложения ЄК заявила следующее: решение согласовать действия с односторонними тарифными подходами ряда стран несет в себе риск дальнейшей фрагментации мировой торговли сталью и подрыва стабильности международных цепочек поставок.

Согласно сообщению CCCEU, хотя мера подается как защитная и превентивная, по сути это протекционистский шаг, который может привести к серьезным и сложным побочным эффектам в отраслях дальнейшей переработки – в частности, в автомобильной, машиностроительной и строительной.

«Неамериканский» подход

Европейские чиновники, а также отраслевые объединения, такие как Ассоциация сталелитейной промышленности Германии (WVStahl), также отмечают, что подход ЕС принципиально отличается от позиции США, где на весь импорт действует общий тариф в 50%. В EUROFER подчеркнули – квота свыше 18 млн т установлена в соответствии с рыночными условиями 2013 года, до первой волны наплыва китайского металлопроката. Этот объем беспошлинной стали почти эквивалентен совокупному производству Франции, Бельгии и Люксембурга.

Гуннар Греблер, президент WVStahl, говорит, что предлагаемый механизм квот не закрывает европейский рынок, а напротив – создает справедливый баланс, поскольку половина прежних объемов импорта сохраняется беспошлинной. Это защищает европейское производство стали, не создавая несоразмерной нагрузки на перерабатывающую промышленность.

Ранее представители ЕС заявляли прессе, что новые европейские защитные меры могут создать основу для взаимодействия Брюсселя с Вашингтоном по условиям двустороннего торгового соглашения, заключенного в июле текущего года.

Несмотря на положительные отклики европейских металлургов относительно предложения ЄК, у отрасли все же остается ряд вопросов, в частности – насколько быстро будут приняты и внедрены эти решения. Торговые партнеры блока, в свою очередь, уже говорят о консультациях и переговорах, чтобы обеспечить доступ на рынок производителям металла своих стран.

!function (f, b, e, v, n, t, s) {
if (f.fbq) return;
n = f.fbq = function () {
n.callMethod ?
n.callMethod.apply(n, arguments) : n.queue.push(arguments)
};
if (!f._fbq) f._fbq = n;
n.push = n;
n.loaded = !0;
n.version = ‘2.0’;
n.queue = [];
t = b.createElement(e);
t.async = !0;
t.src = v;
s = b.getElementsByTagName(e)[0];
s.parentNode.insertBefore(t, s)
}(window, document, ‘script’,

fbq(‘init’, ‘131131714857181’);
fbq(‘track’, ‘PageView’);