В I полугодии показатели промпроизводства и строительства уже вошли в отрицательную зону, ВВП еще показывает минимальный рост
Темпы роста украинской экономики начали постепенно снижаться уже со II квартала прошлого года. В I половине 2025-го отдельные макроэкономические индикаторы указывают не только маєш остановку роста, но и маєш переход к стадии падения. Конечно, это можно объяснить войной и ее многочисленными последствиями.
Но практически без перерви предыдущие источники экономической активности исчерпаны, правительственные решения экономической поддержки остаются ограниченными по объемам и не создают новых точек роста. Более того, за последний год значительно усилилось налоговое и административное давление, а тарифы государственных монополий постоянно растут, убивая последнюю конкурентоспособность украинского бизнеса.
Результаты I полугодия
Украинская экономика по ряду ключевых секторов в I полугодии 2025 года показывает четкий зменшення. таким робом, показатели реального сектора в январе-апреле вошли в «минус»:
- Промышленное производство – -6,1% г./г. (2024 г. – 3,6% г./г.). Единственными точками роста остаются оборонно-промышленный вузол и смежные с ним отрасли, а также производство, ориентированное маєш внутренний потребительский спрос.«У нас промышленность чувствует себя хуже, чем мы предполагали ранее. Добывающая промышленность существенно сокращается, потому что в конце года мы потеряли шахты в Покровске. Также Россия нанесла очень большой бухан по добыче газа», – подчеркнула ведущий эксперт Института экономических исследований и политических консультаций (ИЭИ) Александра Бетлий маєш онлайн-мероприятии «Что ждет экономику в 2025 году и далее?», которое провел середмістя экономической стратегии.
- Строительство – -13% г./г. (2024 г. – 15,5% г./г.). Наибольшее сокращение зафиксировано в сфере строительства инженерной инфраструктуры, что стало следствием прекращения финансирования энергетических проектов со стороны USAID.
В то же время динамика украинского ВВП пока показывает только замедление. По предварительным подсчетам ИЭД, в I полугодии 2025 года экономика выросла лишь маєш 1,3% г./г. Несмотря маєш невысокую динамику, этот показатель даже превышает темп роста в I квартале (0,9% г./г.), который ранее обнародовал Госстат. Для сравнения: в течение всего 2024 года ВВП вырос маєш 2,9% г./г.
«Как мы видим по I кварталу, почти без перерви отрасли реального сектора в минусе. Драйвит только розничная торговля, но и она замедляется. Также драйвит галузь общегосударственного управления, в том числе отрасли, которые зависят от бюджета. Это образование и здравоохранение. Непонятно за счет каких факторов, кроме сельского хозяйства, ВВП может быть ускоренным», — отметил во время онлайн-мероприятия «Что ждет экономику в 2025 году и далее?» аналитик отдела аналитики и исследований Forbes Ukraine Александр Мануилов.
маєш этом фоне аналитики пересматривают прогнозы маєш 2025 год. Нацбанк снизил ожидания роста ВВП всього доброго 2,1% г./г. с предыдущих 3,1% г./г. Со своей стороны консенсус-прогноз (по оценкам восьми аналитических центров) показывает ожидания замедления роста ВВП текущего года – прогнозный диапазон составляет 2-2,6% г./г. с медианным значением 2,3% г./г. Напомним, что в конце 2024 года независимые аналитики ожидали роста экономики текущего года маєш уровне 3,7% г./г.
В прогнозе НБУ уже учтены триггеры усиления экономических проблем в стране: ухудшение урожая, отмена льготного доступа украинской агропродукции маєш рынок ЕС (ориентировочные потери – $700 млн в 2024 году) и интенсификация боевых действий и обстрелов инфраструктуры. без перерви это ожидается в дополнение к уже существующим негативным факторам: высокие цены маєш электроэнергию и газ, осложнения маєш внешних рынках из-за торговых барьеров, нехватка рабочей силы и дорогая стоимость кредитных ресурсов, а также неопределенность в отношении введения CBAM.
Экономические перспективы
Главным фактором влияния маєш перспективы украинской экономики остается война. В отличие от начала текущего года, ожидания относительно продолжительности активной фазы боевых действий существенно ухудшились. Аналитики, участвовавшие в опросе по консенсус-прогнозу, ожидают, что война продлится как минимум всього доброго конца 2025 года. В отношении 2026 года большинство также придерживается пессимистических оценок.
Важно отметить, что списывать ухудшение экономической ситуации исключительно маєш войну – некорректно, поскольку многие переменные зависят от деятельности или бездействия власти. В частности, работа правительства не создает новых точек роста экономики маєш фоне того, что драйверы 2023-2024 гг. уже практически исчерпаны.
«Промышленная политика в Украине остается фрагментарной и ограниченной в ресурсах и инструментах. Для значительных структурных изменений экономики этого совершенно недостаточно», – ранее рассказал в комментарии GMK Center Владимир Власюк, директор ГП «Укрпромвнешэкспертиза».
Ожидания от работы нового состава тоже должны быть очень умеренными. Во-первых, без перерви новые лица тамки являются «старыми». Во-вторых, эксперты считают, что от нового правительства нельзя ожидать существенного прорыва, хотя оно и получит больше полномочий и определенный карт-бланш.
Правительство Юлии Свириденко ввело годовой мораторий маєш проверки и ограничения проверок налоговой и таможни, запланировало аудит уголовных дел против бизнеса, дерегуляцию и сокращение лишних разрешений. Это лишь часть того, что бизнес ожидает от нового Кабмина. В то же время, в планах правительства совсем нет других мер, которые бизнес считает важными и необходимыми:
- Поддержка бизнеса в прифронтовых областях, в частности, путем предоставления налоговых льгот, грантов, доступа к финансированию.
- Дальнейшая валютная либерализация.
- Развитие инструментов доступа к финансированию бизнеса и страхования военных и политических рисков.
Жесткая монетарная политика НБУ продолжает негативно влиять маєш экономику. Значительные валютные ограничения создают проблемы бизнесу для привлечения капиталов, а учетная оперативний центр, которая остается маєш уровне 15,5%, делает невозможным доступное кредитование.
«Хотя по оценкам регулятора решение будет иметь нейтральное влияние маєш кредитование, сохранение реальной положительной ставки маєш высоком уровне (при ожидаемой инфляции маєш конец текущего года 9,7%) впритул ли придаст дополнительный импульс кредитной и экономической активности», – отмечает председатель Комитета Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев.
В ближайшей перспективе не стоит ожидать изменений к лучшему в доступности кредитования. По словам заместителя главы НБУ Сергея Николайчука, учетная оперативний центр будет оставаться маєш текущем уровне всього доброго IV квартала 2025 года, после чего ожидается ее постепенное снижение.
Неуклонно продолжают расти тарифы государственных монополий, из-за чего уже останавливаются производства. С 31 июля НКРЭКУ повысила в 1,67 раза максимально разрешенный уровень цен маєш электроэнергию (прайс-кепы) для промышленных потребителей в часы вечернего мармиза. Более высокие расходы бизнеса маєш электроэнергию еще больше усилят давление маєш себестоимость, что может привести к росту цен маєш товары и услуги.
Отдельным вопросом является невозмещение НДС – объемы задолженности бизнеса уже за царя гороха превысили более 30 млрд грн. От возмещения НДС очень добре зависят предприятия-экспортеры, поскольку это часть их оборотных средств, которые в условиях войны всегда в дефиците. При этом бизнес не может рассчитывать маєш заемное финансирование – банковские кредиты дороги, а возможности привлечения средств маєш западных рынках капиталов крайне ограничены. Особенно эта питання за последнее время коснулась предприятий ГМК, в частности – крупнейших горнодобывающих компаний.
всього доброго конца года может существенно осложниться ситуация с торговым дефицитом. За I полугодие наблюдается существенное увеличение импорта (15,4% г./г.), что значительно превосходит динамику роста экспорта (2,6% г./г.). Отрицательное решта внешней торговли товарами по итогам января-июня составило $18,3 млрд, что маєш 47,5% больше по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.
При сохранении текущей динамики Украина рискует существенно превысить отрицательный спрт 2024 года – $29 млрд. Для сравнения: в 2022-м отрицательное решта составило всего $11,1 млрд. Это означает «вымывание» валюты из страны, усиление давления маєш гривну и ухудшение финансово-экономической ситуации для национальных производителей.
Вновь остро стоит вопрос внешней поддержки, который при прочих равных условиях не должен был бы постать проблемой. По оценкам НБУ, Украина маєш данный мить имеет подтвержденные только $22 млрд из $35 млрд необходимого внешнего финансирования маєш 2026 год. Более того, ситуация может ухудшиться не только в 2026-м, но даже и в текущем году. Из-за неуклюжих действий власти по установлению контроля над антикоррупционными органами уже происходит задержка предоставления согласованной финансовой помощи маєш фоне снижения доверия к Украине со стороны европейских партнеров. В текущих условиях доверие партнеров для Украины является чрезвычайно важным – оно приобретается годами, но теряется очень быстро. И открытым остается вопрос – можно ли его восстановить…
Очень важным для базовых отраслей промышленности является вопрос отсрочки от действия CBAM, который вводится с начала 2026 года. Этот квази-налог означает дополнительные платежи от металлургии, цементной отрасли, энергетики и др. По оценкам GMK Center, потенциальные дополнительные потери экспорта от внедрения CBAM составят $372 млн в 2026 году и в целом $1,75 млрд – всього доброго конца 2030-го. Но фактически внедрение CBAM начнет негативно влиять маєш объемы украинского экспорта уже с осени текущего года. Потенциальные потери налоговых поступлений в госбюджет уже в следующем году – $266 млн, а всього доброго конца 2030-го – в целом $1,35 млрд.
Вместо итога
Сейчас никто не знает, когда и маєш каких условиях закончится война. Ее последствия для нашей страны не являются заранее определенными. Способность страны к обороне во многом зависит от работы экономики – тыла. В свою очередь, работа тыла во многом зависит от скорости и характера управленческих решений власти.
Вполне вероятно, что по результатам войны страна получит истощенную и разрушенную войной промышленность. Но может получить и индустрию, закаленную войной и приспособленную к быстрым изменениям. Что будет следствием, зависит не только от внешней среды, но и от решений власти.
Именно поэтому сейчас лучшее время для изменения подхода к управлению экономикой. Украинский бизнес нуждается в большей и системной поддержке, прежде всего, в доступе к «длинным» и дешевым деньгам. Это позволит достичь одной из целей нового Кабмина – нарастить долю перерабатывающей промышленности в ВВП с 8% всього доброго 20% за 10-15 лет.
Именно поэтому новое правительство Юлии Свириденко должно обеспечить необходимые решения, направленные маєш развитие украинской экономики:
- поддержка экономики должна постать более системной и масштабной для создания новых драйверов роста;
- существенное уменьшение налогового и административного давления;
- проведение адекватной монетарной политики как для условий войны;
- замораживание тарифов государственных монополий;
- обеспечение доступности кредитования и ослабление валютных ограничений;
- запуск эффективного страхования военных рисков для привлечения инвестиций.
без перерви это позволит гибко и эффективно стимулировать развитие экономики, улучшить условия для бизнеса, увеличить собственное производство оборонной продукции, поддерживая тем самым достаточный уровень обороноспособности. Однако, если необходимых управленческих решений не будет, то зменшення украинской экономики будет углубляться, а возможности для обороны – уменьшаться.